Что же могут вычислительные машины


Крайности - вредны


Эта истина как нельзя более подходит для характеристики исходных установок книги Дрейфуса. Отпразной точкой рассуждений автора являются прогнозы, сделанные в середине 50-х годов некоторыми американскими учеными, относительно быстрого - в пределах до двадцати лет - прогресса в разработках "искусственного интеллекта". Подводя итоги исследований десяти лет (1957-1967 гг.), автор пытается ответить на вопрос, "действительно ли машины могут достичь хотя бы элементов творчества, играя в шахматы, разрешая простые проблемные ситуации, читая простые предложения и распознавая образы" (с 23) . Подразделив исследования, проводившиеся в его стране, на два этапа, которые обозначаются в книге как моделирование процесса познания" и "переработка семантической информации" ("искусственный интеллект" в собственном смысле), и подвергнув их критическому анализу, Дрейфус приходит к заключению, что получен-

301

ные результаты опровергают оптимистические настроения исследователей. По его мнению, развитие этих работ идет по одной и той же схеме: удачное начало при моделировании простых форм переработки информации и неудачи при попытках исследователей вложить в машину более сложные формы поведения. Создавшееся в данной области положение Дрейфус склонен характеризовать как "крушение радужных надежд", "застой", "тупик"- как ситуацию, окутанную неким "интеллектуальным смогом".

Такого рода оценки, рассматриваемые в применении к направлению в целом (а не к отдельным работам и программам, слабости которых верно подмечены Дрейфусом), искажают действительную перспективу развития. Сегодня мы можем сказать, что, вопреки заключениям автора, исследования в данной области не только не пошли на убыль, но неуклонно расширяются и набирают темп. Крайности, как известно, не способствуют уяснению подлинного положения вещей.



Содержание раздела