Что же могут вычислительные машины


В гуще споров - часть 2


* Автор выражает признательность коллегам, любезно предоставившим в его распоряжение некоторые свои материалы либо оказавшим помощь своими консультациями: М. В. Арапову, М. М. Ботвиннику, В. Л. Доблаеву, И. Б. Новику, Ю. В. Орфееву, Г. Н. Повэрову, Д. А. Поспелову, В. Л. Стефанюку, С. М. Шевенко и Ю. А. Шрейдеру. Он благодарит также О. Н. Кессиди, чье квалифицированное редакционное вмешательство содействовало существенному улучшению данной статьи.

298

чий между "машинно-вычислительным миром" и человеческим сознанием. Дискуссии проходят на разных уровнях научной квалификации и философской культуры их участников. Нередко они не столько проясняют, сколько затемняют суть дела. Но при всем том в них возможно усмотреть два противоположных подхода. Один из них можно назвать подходом с позиции "кибернетического оптимизма". Этой позиции подчас придерживаются некоторые специалисты по математическому обеспечению вычислительных систем, занятые программированием "интеллектуальных" (то есть не специфических математико-вычислительных) задач. Их противники - обычно представители "традиционных" областей знания, в особенности гуманитарного. "Кибернетические оптимисты" увлечены широкими горизонтами, открывающимися перед приложениями вычислительной техники. Их оппоненты, признавая значение и растущие перспективы внедрения автоматизации в область интеллектуального труда, подчеркивают, однако, что эти успехи не распространяются на человеческое творчество. Специфически человеческие процессы созидания новых научных и культурных ценностей, по их мнению, не могут быть переданы машине. Коль скоро это так, парируют этот довод "оптимисты", придется допустить, что человек наделен чем-то, не поддающимся объяснению, по крайней мере в той форме, которая принята в "точном" естествознании. В ответ следует возражение, что естественнонаучные критерии не совсем адекватны задачам изучения человеческой психики и социальных процессов...




- Начало -  - Назад -  - Вперед -